А вот интересно… почему какие-то внутренние импульсы находят себе применение в жизни, а какие-то нет? Раньше всегда казалось, что дело только в интенсивности — сильнее звучит какая-нибудь тенденция, с большей вероятностью она получит развитие. Хочет человек вышивать крестиком? Будет! Если действительно сильно этого хочет. А если попробовал и бросил, не смог встроить это в свою жизнь, значит, не сильно и хотел.
Психология вот в мою жизнь встроилась. Сильно хотел? Да, сильно. Поэтому ли она заполняет сейчас всю мою жизнь? Не уверен. Во всяком случае, с недавних пор появились новые мысли по этому поводу.
Вот другой пример — фотография. Она меня притягивала с тех же самых пор, что и психология. И компьютерные всякие штуки тоже очень здорово увлекали. А как тогда получилось, что в IT-шной сфере я десять лет отработал и до сих пользуюсь накопленным опытом, психология вообще всю жизнь мою определила, а фотография осталась где-то сбоку? В том ли дело, что тяга к визуальному самовыражению была слабее и проиграла в конкуренции?
Следующая очевидная умная мысль по этому поводу — ценности, внутренняя система приоритетов, определяющая, что поставить на первое место, а что на последнее. Красивая концепция, которая выставляет меня в очень выгодном свете — мол, психология мне важнее, чем фотография, и именно поэтому она победила. И если сегодня спросить, кем я хочу быть, если бы пришлось выбирать, я бы всё равно ответил — психологом. А вот IT-шником я быть не хочу — эти времена давно прошли… но почему-то занимаюсь этим практически каждый день.
- Психология — важно, притягивает, занимаюсь.
- IT — не важно, не притягивает, занимаюсь.
- Фотография — менее важно, притягивает, не занимаюсь.
WTF? Может, есть ещё какой-то фактор? Что из это ряда выделяет фотографию? И почему вот сейчас фотография вдруг снова притянула к себе внимание?
Очевидно, есть ещё один фактор — необходимость зарабатывать деньги, и с этой точки зрения всё логично. Проще всего было в сфере IT. Сложнее, но интереснее — в психологии. В фотографии… ну, вот здесь с деньгами сложнее — надо либо заниматься чем-то не особенно творческим (свадьбы снимать, предметку, рекламу), либо соглашаться на роль типичного «художника», который едва сводит концы с концами. Но и это объяснение мало, что объясняет, поскольку психологией я десять лет активно занимался вообще без денег.
Вот и остается последнее, о чем я и раньше задумывался, но не придавал особого значения. В психологии, IT и многих других сферах, которые хотя бы на время занимали заметное место в жизни, были люди, с которыми я мог эти увлечения разделить. А множество других занятий, которые в итоге так себя и не раскрыли, таких людей попросту не нашлось. И это довольно странное наблюдение для человека, который привык считать себя очень самостоятельным и самодостаточным.
Первый мой серьезный заход в фотографию, очевидно, питался энергией сугубо личного энтузиазма — её хватило, чтобы сделать первые шаги и добиться первых результатов. Но никто из тогдашнего круга общения моего увлечения не поддержал. В смысле, никто рядом не хотел фотографию изучать, не с кем было разделить интерес, не с кем было поговорить, поделиться мыслями и ощущениями. А без такой подзарядки батарейки энтузиазма садятся гораздо быстрее.
«Друзья IT-шники» у меня были. «Друзья психологи» тоже. А вот «друзей фотографов» никогда не было. До недавнего времени. И как только появилась возможность чесать языком на эту тему, обсуждать нюансы и тонкости фотографии, вместе делать новые кадры и вместе их рассматривать, оказалось, что помидоры завяли не окончательно. Дело-то интересное! И плевать, что нет этому никакого практического применения, это просто очень увлекательная игра… когда есть, с кем в неё играть.
Отсюда интересный психологический эффект и вопрос — что же тогда определяет наши приоритеты? Почему все-таки какие-то наши увлечения и тенденции находят себе место в жизни, а другие остаются за кадром? Всегда ли дело в мотивации и приоритетах или все-таки внешние обстоятельства тоже оказывают свое влияние?
Если придерживаться жесткой позиции «когда человек хочет, он делает», тогда, получается, я НЕ ХОТЕЛ последние десять лет заниматься фотографией? А теперь вот, значит, захотел? Или все-таки именно наличие единомышленника дает мне сейчас возможность реализовать заложенный, но не находивший себе выхода потенциал?
Вопросов чуть больше, чем ответов. Но, продолжая тему прошлого поста про важность инструмента в творчестве, можно теперь добавить, что важны и другие факторы, которые тоже частенько недооцениваются или вообще обесцениваются. И инструмент важен, и наличие рядом другой живой души, с которой можно разделить свое увлечение, тоже имеет значение.
Возможно, не для всех и не всегда. Но вдруг и вы тоже где-то заходите в тупик, потому что верите, что всего на свете можно и нужно уметь добиваться исключительно самостоятельно… может и вам тоже просто не хватает единомышленника?
