Мечта — это предчувствие. Такое заключение напрашивается, когда обнаруживаешь, что жизнь словно бы сама собой потихоньку выруливает в том направлении, куда смотрят мечты. Что здесь первично, а что вторично, не понятно. Может мечты задают направление течению жизни, а может заданное направление формирует соответствующие мечты. Старая неразрешимая загадка о необъяснимой согласованности разрозненных событий.

Интересен и другой момент: мечты имеют свойство исполняться каким-то неожиданным образом. Представляешь себе одно, а на деле все выходит совершенно по-другому. И тут, наверное, важно не застрять в картинке, которую представил себе заранее, потому что когда приходит время и обстоятельства начинают складываться, узор, который они образуют, сильно отличается от первоначальных заочных фантазий. Будешь витать в облаках и цепляться за картинки в своей голове — упустишь то, что жизнь кладет прямо у твоих ног.

Так было с мечтами о своей психологической практике, так было с мечтой о свободной жизни без рутины и графика, так было с мечтой о своем доме, так было с мечтой о полетах. В фантазиях все это представлялось чем-то недостижимым, а в реальности оказалось вполне доступным. Только в реальности все другое. Не хуже и, наверное, не лучше, чем представлялось, просто совсем другое. Вероятно, потому что романтические мечты и фантазии отталкиваются от уже известного, от того, что уже когда-то с кем-то было, а жизнь — это всегда что-то новое, то, чего еще никогда не было. Снежинки не повторяются.

В мечтах о психологии мне представлялась очная индивидуальная работа, свой собственный психологический центр в большом городе, научное и профессиональное признание. И вот я здесь — целиком и полностью в психологической практике — но совершенно на иных условиях. Онлайн, семинары, курсы, мероприятия, с виртуальным офисом и далеко в стороне от академической психологии. На исходную мечту не похоже — в чем-то лучше, в чем-то хуже, в чем-то сильно иначе. Но в самой своей сути мечта исполнилась.

В мечтах о свободном образе жизни представлялось что-то более праздное, лишенное забот и необходимости что-либо делать по нужде. Жизнь вольного художника, который по какому-то волшебству ни в чем не нуждается и поэтому занимается только тем, чем хочется. И вот я живу без привязки к какому-либо графику или месту, никто мне не хозяин — настоящая вольная птица. Но без забот и рутины все равно никак не получается и почему-то эта птица предпочитает сидеть на одном месте, а не летать свободно по всему свету. Опять не так, как мечталось, но в общем и целом — зачет.

Свой дом? Каменный особняк. С одной стороны горы, с другой сосновый бор, с третьей — океан или, на худой конец, море. Суровый скандинавский пейзаж с комфортным климатом средней полосы. И желательно, где-нибудь недалеко от Питера. И вот я уже три года живу в своем доме: ни гор, ни леса, ни океана, ни каменных стен и от города дальше, чем хотелось. Но зато тишина, простор и гектар своей земли на берегу «очень тихой реки». В мечтах было совсем иначе, но за неимением лучшего… сойдет.

И с мечтами о полетах тоже все было иначе. Представлялось, что учиться буду на большом солидном самолете. Например, на новенькой Цессне 182 (для тех, кто в теме). Представлялось, что после получения пилотского буду летать хотя бы раз в неделю. Представлялось, что облечу всю Европу и Америку на самолете. Много всего представлялось. А в реальности: учебные полеты на простеньком и уже потрепанном двухместном Текнаме, с пониманием того, что по завершении учебы, возможно, никогда уже не окажусь за штурвалом. Декорации не те, но летать все-таки научился — мечту исполнил.

И, честно говоря, я не знаю, в чем здесь мораль. Может быть, нужно уметь отступаться от своих завышенных хотелок и капризов, чтобы получить от жизни то, что она предлагает. А может, это малодушие и отказ от журавля ради синицы? Может быть, стоило проявить большее терпение и упорство, и тогда мечты бы исполнились в большем объеме? Правда, не знаю! Для себя я выбор сделал, но экстраполировать его на всех и каждого, пожалуй, не стал бы.

А возвращаясь к тому, с чего начали, вот еще одно интересное наблюдение. Жизнь следует за мечтами или мечты за жизнью? Считается, что большие проекты требуют большого упорства. Но про свои большие мечты я не могу сказать, что их исполнение как-то связано с проявлением упорства.

Психологией я всегда интересовался, и если в итоге начало что-то получаться, то не потому что я проявил упорство, а просто потому, что у меня в эту область было направлено очень много интереса и любопытства. Никакого волевого усилия в том, чтобы долго и упорно изучать психологию не было, как нет ничего героически волевого в том, чтобы съесть большую тарелку супа после пары дней голодовки. Хочешь и делаешь. Долго и постоянно хочешь — долго и постоянно делаешь. Упорство тут не при чем.

Вольный образ жизни и свой собственный дом? Здесь тоже не было никакого упорства. Я не откладывал деньги, ничего не планировал, не продумывал детали, не маялся с поиском подходящего куска земли. Просто в какой-то момент появилось «хочу» и все обстоятельства сами собой выстроились в одну линию. С момента перехода латентной мечты в конкретное осязаемое «почему бы и нет» до покупки земельного участка прошел ровно месяц. А уже через год я переехал в собственный дом. Упорство? Нет! Гораздо больше похоже на спонтанный импульс или удачно пойманный порыв ветра.

Авиация и полеты? Та же история — никаких планомерных усилий в этом направлении не было. Просто в какой-то момент желания совпали с возможностями, а дальше все как по нотам: пара месяцев самостоятельной подготовки, полтора месяца в Риге в летной школе, и вот я уже получаю европейское пилотское свидетельство. Упорство? Если только в зубрежке учебников, но два месяца — это не срок, чтобы говорить о подвиге человеческой воли. Захотел — сделал.

Я никогда не любил марафонские дистанции. То, что требует долгой дисциплины, терпения и выдержки, всегда нагоняло тоску. Все мое движение по жизни — это короткие перебежки от одной вехи до другой с долгими, порой затяжными, передышками между. Казалось бы, это делает невозможными какие-либо большие свершения, но практика доказывает обратное: большие проекты не обязательно связаны с планомерностью усилий, иногда для их реализации нужно просто дождаться подходящего момента.

Есть хищники, которые долго и упорно выслеживают и преследуют свою жертву, а есть те, что долго и упорно сидят в засаде, поджидая, когда добыча сама приблизится и окажется на расстоянии одного прыжка. Судя по всему, я — из вторых. Но даже с такой точки зрения не могу сказать, что я затаившись терпеливо ждал того стечения обстоятельств, которое резко развернет жизнь в направлении очередной мечты. Не ждал — мечты казались слишком уж несбыточными, чтобы сидеть ради них в засаде. Но как только ветер подул в нужную сторону, происходит резкий рывок с большим выбросом энергии — очередная жизненная стометровка.

А сейчас все эти обстоятельства собрались в общую картину, которой раньше не было видно. Начинает исполняться очередная мечта — еще более дикая и несбыточная, чем все остальные до этого. И логика развития событий та же самая: не то и не так, как оно представлялось в абстрактных фантазиях, и без каких-либо планомерных усилий, упорства и силы воли. Просто после долгого штиля ветер в очередной раз наполнил паруса и привел жизнь в движение, и разрозненные до этого события неожиданно сложились в один общий рисунок.

Для тех, кого манит небо, пределом мечтаний обычно являются полеты в роли командира воздушного судна на больших авиалайнерах: дальние международные рейсы, престиж, высокие зарплаты и все такое. Другие выбирают военную авиацию и полеты на мощных боевых машинах — тут тоже есть своя романтика. А кто-то вообще стремится в космос — за пределы земного тяготения.

Но есть еще одна категория авиаторов, которая в нашей стране пока не особенно распространена: любители малой авиации, для которых полеты — это не профессия, а высокотехнологичное хобби. Они поднимаются в небо не по служебной необходимости, а по зову сердца — ради тех ощущений, которые они могут получить только управляя крылатой машиной. И если они о чем-то мечтают, то о возможности в любой момент без каких-либо сложностей и заморочек подняться в небо.

Как с личным автомобилем, мотоциклом или велосипедом — захотел и в любой момент прокатился. Просто так, в свое удовольствие. Без какой-либо особой цели и не спрашивая ни у кого разрешения. Если что-то в этой жизни стабильно приносит нам удовольствие, мы стремимся заполучить это в свое постоянное распоряжение. Логично! То же самое и с полетами: если нравится летать, хочется иметь возможность делать это, когда захочется и сколько захочется.

А что для этого нужно?

Очевидно, нужен свой собственный самолет (дельталет, паралет, вертолет или космическая ракета, как у Маска). И если уж мечтать от всей души, то это был бы средних размеров четырехместный самолет. Какой-нибудь Бичкрафт или Пайпер. Взрослая серьезная машина с убирающимся шасси, мощным двигателем и оборудованием для полетов по приборам.

А еще нужен тихий уютный аэродром где-нибудь под боком, чтобы не приходилось два часа ехать в одну сторону ради получасовой прогулки в небе. А там свой ангар, свой механик и еще маленький ресторанчик с грилем и хорошим кофе, чтобы под настроение просто посидеть и посмотреть на самолеты в окно.

И это те самые абстрактные, оторванные от реальности мечты, которые в моей жизни никогда не исполняются. Красиво и романтично, но так не бывает. Большой хороший самолет стоит этак в 10 раз дороже, чем дом с участком вместе взятые. Час полета, если сложить амортизацию и все накладные расходы, может стоить где-нибудь десять тысяч рублей. Аэродромов у нас не много, и если есть что-то хотя бы часе езды от дома — это уже большое везение. В общем, без шансов. Прежде всего, потому что такая роскошь не по карману.

Но если следовать принципу, который хорошо себя показал с прочими мечтами, и отказаться от радужных фантазий ради того, что действительно доступно, то складывается очень интересная картина…

У нас есть работа, которая приносит достаточно денег, чтобы не все они уходили на еду и прочие текущие расходы. У нас есть возможность свободно распоряжаться своим временем. Нам не нужно мотаться на работу каждый день, поэтому можно жить далеко от города. А это позволяет приобрести участок земли побольше и покрасивее.

И если теперь отказаться от захватывающей мечты об очень крутом и безумно дорогом самолете, можно сделать нечто другое и не менее захватывающее — построить самолет своими руками. Маленький, совсем не похожий на те мощные машины, о которых мечтал, но все-таки настоящий самолет. Своими руками. Свой самолет.

Мечты требуют жертв?

Это само по себе уже нечто невероятное (лично для меня), но история на этом не заканчивается! Ведь, если у нас есть своя земля и свой маленький самолет, которому для взлета и посадки нужно всего 50 метров относительно ровной поверхности, можно построить и свой маленький аэродром!

Своя работа. Свой дом. Свой самолет. Свой аэродром.

Мечты требуют жертв?
Поляна перед домом. Почему бы не взлетать прямо отсюда?

Не такое уж оно всё крутое, если брать по отдельности. И не стоит оно всё каких-то невероятных денег — хорошая двухкомнатная квартира в Питере обойдется дороже. И каждая из этих мечт воплощена с большими оговорками. И, конечно же, все это чистая блажь — погоня за наивными детскими мечтаниями. Но если душа от от этого поет, то… какого черта! Да будет так!

Не бойтесь мечтать!

p. s.

А для тех, кому интересно продолжение истории про постройку своего маленького самолета вот еще подробности:

Подписывайтесь на отдельный канал в Ютубе и Инстаграм.

4.7 3 votes
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
4 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
Владимир Diametric

Классная статья ))

Julia

!

Last edited 1 месяц назад by Юлия Щеголькова
Юлия Щеголькова

Лайк! 🙂

Svitlana

Спасибо, Олег, за вдохновляющую статью!