Мечта — это предчувствие. Такое заключение напрашивается, когда обнаруживаешь, что жизнь словно бы сама собой потихоньку выруливает в том направлении, куда смотрят мечты. Что здесь первично, а что вторично, не понятно. Может мечты задают направление течению жизни, а может заданное направление формирует соответствующие мечты. Старая неразрешимая загадка о необъяснимой согласованности разрозненных событий.
Интересен и другой момент: мечты имеют свойство исполняться каким-то неожиданным образом. Представляешь себе одно, а на деле все выходит совершенно по-другому. И тут, наверное, важно не застрять в картинке, которую представил себе заранее, потому что когда приходит время и обстоятельства начинают складываться, узор, который они образуют, сильно отличается от первоначальных заочных фантазий. Будешь витать в облаках и цепляться за картинки в своей голове — упустишь то, что жизнь кладет прямо у твоих ног.
Так было с мечтами о своей психологической практике, так было с мечтой о свободной жизни без рутины и графика, так было с мечтой о своем доме, так было с мечтой о полетах. В фантазиях все это представлялось чем-то недостижимым, а в реальности оказалось вполне доступным. Только в реальности все другое. Не хуже и, наверное, не лучше, чем представлялось, просто совсем другое. Вероятно, потому что романтические мечты и фантазии отталкиваются от уже известного, от того, что уже когда-то с кем-то было, а жизнь — это всегда что-то новое, то, чего еще никогда не было. Снежинки не повторяются.
В мечтах о психологии мне представлялась очная индивидуальная работа, свой собственный психологический центр в большом городе, научное и профессиональное признание. И вот я здесь — целиком и полностью в психологической практике — но совершенно на иных условиях. Онлайн, семинары, курсы, мероприятия, с виртуальным офисом и далеко в стороне от академической психологии. На исходную мечту не похоже — в чем-то лучше, в чем-то хуже, в чем-то сильно иначе. Но в самой своей сути мечта исполнилась.
В мечтах о свободном образе жизни представлялось что-то более праздное, лишенное забот и необходимости что-либо делать по нужде. Жизнь вольного художника, который по какому-то волшебству ни в чем не нуждается и поэтому занимается только тем, чем хочется. И вот я живу без привязки к какому-либо графику или месту, никто мне не хозяин — настоящая вольная птица. Но без забот и рутины все равно никак не получается и почему-то эта птица предпочитает сидеть на одном месте, а не летать свободно по всему свету. Опять не так, как мечталось, но в общем и целом — зачет.
Свой дом? Каменный особняк. С одной стороны горы, с другой сосновый бор, с третьей — океан или, на худой конец, море. Суровый скандинавский пейзаж с комфортным климатом средней полосы. И желательно, где-нибудь недалеко от Питера. И вот я уже три года живу в своем доме: ни гор, ни леса, ни океана, ни каменных стен и от города дальше, чем хотелось. Но зато тишина, простор и гектар своей земли на берегу «очень тихой реки». В мечтах было совсем иначе, но за неимением лучшего… сойдет.
И с мечтами о полетах тоже все было иначе. Представлялось, что учиться буду на большом солидном самолете. Например, на новенькой Цессне 182 (для тех, кто в теме). Представлялось, что после получения пилотского буду летать хотя бы раз в неделю. Представлялось, что облечу всю Европу и Америку на самолете. Много всего представлялось. А в реальности: учебные полеты на простеньком и уже потрепанном двухместном Текнаме, с пониманием того, что по завершении учебы, возможно, никогда уже не окажусь за штурвалом. Декорации не те, но летать все-таки научился — мечту исполнил.
Cessna — это круто! Tecnam — это… просто Tecnam.
И, честно говоря, я не знаю, в чем здесь мораль. Может быть, нужно уметь отступаться от своих завышенных хотелок и капризов, чтобы получить от жизни то, что она предлагает. А может, это малодушие и отказ от журавля ради синицы? Может быть, стоило проявить большее терпение и упорство, и тогда мечты бы исполнились в большем объеме? Правда, не знаю! Для себя я выбор сделал, но экстраполировать его на всех и каждого, пожалуй, не стал бы.
А возвращаясь к тому, с чего начали, вот еще одно интересное наблюдение. Жизнь следует за мечтами или мечты за жизнью? Считается, что большие проекты требуют большого упорства. Но про свои большие мечты я не могу сказать, что их исполнение как-то связано с проявлением упорства.
Психологией я всегда интересовался, и если в итоге начало что-то получаться, то не потому что я проявил упорство, а просто потому, что у меня в эту область было направлено очень много интереса и любопытства. Никакого волевого усилия в том, чтобы долго и упорно изучать психологию не было, как нет ничего героически волевого в том, чтобы съесть большую тарелку супа после пары дней голодовки. Хочешь и делаешь. Долго и постоянно хочешь — долго и постоянно делаешь. Упорство тут не при чем.
Вольный образ жизни и свой собственный дом? Здесь тоже не было никакого упорства. Я не откладывал деньги, ничего не планировал, не продумывал детали, не маялся с поиском подходящего куска земли. Просто в какой-то момент появилось «хочу» и все обстоятельства сами собой выстроились в одну линию. С момента перехода латентной мечты в конкретное осязаемое «почему бы и нет» до покупки земельного участка прошел ровно месяц. А уже через год я переехал в собственный дом. Упорство? Нет! Гораздо больше похоже на спонтанный импульс или удачно пойманный порыв ветра.
Авиация и полеты? Та же история — никаких планомерных усилий в этом направлении не было. Просто в какой-то момент желания совпали с возможностями, а дальше все как по нотам: пара месяцев самостоятельной подготовки, полтора месяца в Риге в летной школе, и вот я уже получаю европейское пилотское свидетельство. Упорство? Если только в зубрежке учебников, но два месяца — это не срок, чтобы говорить о подвиге человеческой воли. Захотел — сделал.
Я никогда не любил марафонские дистанции. То, что требует долгой дисциплины, терпения и выдержки, всегда нагоняло тоску. Все мое движение по жизни — это короткие перебежки от одной вехи до другой с долгими, порой затяжными, передышками между. Казалось бы, это делает невозможными какие-либо большие свершения, но практика доказывает обратное: большие проекты не обязательно связаны с планомерностью усилий, иногда для их реализации нужно просто дождаться подходящего момента.
Есть хищники, которые долго и упорно выслеживают и преследуют свою жертву, а есть те, что долго и упорно сидят в засаде, поджидая, когда добыча сама приблизится и окажется на расстоянии одного прыжка. Судя по всему, я — из вторых. Но даже с такой точки зрения не могу сказать, что я затаившись терпеливо ждал того стечения обстоятельств, которое резко развернет жизнь в направлении очередной мечты. Не ждал — мечты казались слишком уж несбыточными, чтобы сидеть ради них в засаде. Но как только ветер подул в нужную сторону, происходит резкий рывок с большим выбросом энергии — очередная жизненная стометровка.
А сейчас все эти обстоятельства собрались в общую картину, которой раньше не было видно. Начинает исполняться очередная мечта — еще более дикая и несбыточная, чем все остальные до этого. И логика развития событий та же самая: не то и не так, как оно представлялось в абстрактных фантазиях, и без каких-либо планомерных усилий, упорства и силы воли. Просто после долгого штиля ветер в очередной раз наполнил паруса и привел жизнь в движение, и разрозненные до этого события неожиданно сложились в один общий рисунок.
Для тех, кого манит небо, пределом мечтаний обычно являются полеты в роли командира воздушного судна на больших авиалайнерах: дальние международные рейсы, престиж, высокие зарплаты и все такое. Другие выбирают военную авиацию и полеты на мощных боевых машинах — тут тоже есть своя романтика. А кто-то вообще стремится в космос — за пределы земного тяготения.
Но есть еще одна категория авиаторов, которая в нашей стране пока не особенно распространена: любители малой авиации, для которых полеты — это не профессия, а высокотехнологичное хобби. Они поднимаются в небо не по служебной необходимости, а по зову сердца — ради тех ощущений, которые они могут получить только управляя крылатой машиной. И если они о чем-то мечтают, то о возможности в любой момент без каких-либо сложностей и заморочек подняться в небо.
Как с личным автомобилем, мотоциклом или велосипедом — захотел и в любой момент прокатился. Просто так, в свое удовольствие. Без какой-либо особой цели и не спрашивая ни у кого разрешения. Если что-то в этой жизни стабильно приносит нам удовольствие, мы стремимся заполучить это в свое постоянное распоряжение. Логично! То же самое и с полетами: если нравится летать, хочется иметь возможность делать это, когда захочется и сколько захочется.
А что для этого нужно?
Очевидно, нужен свой собственный самолет (дельталет, паралет, вертолет или космическая ракета, как у Маска). И если уж мечтать от всей души, то это был бы средних размеров четырехместный самолет. Какой-нибудь Бичкрафт или Пайпер. Взрослая серьезная машина с убирающимся шасси, мощным двигателем и оборудованием для полетов по приборам.
Beachcraft Bonanza V35 Piper Comanche 250
А еще нужен тихий уютный аэродром где-нибудь под боком, чтобы не приходилось два часа ехать в одну сторону ради получасовой прогулки в небе. А там свой ангар, свой механик и еще маленький ресторанчик с грилем и хорошим кофе, чтобы под настроение просто посидеть и посмотреть на самолеты в окно.
И это те самые абстрактные, оторванные от реальности мечты, которые в моей жизни никогда не исполняются. Красиво и романтично, но так не бывает. Большой хороший самолет стоит этак в 10 раз дороже, чем дом с участком вместе взятые. Час полета, если сложить амортизацию и все накладные расходы, может стоить где-нибудь десять тысяч рублей. Аэродромов у нас не много, и если есть что-то хотя бы часе езды от дома — это уже большое везение. В общем, без шансов. Прежде всего, потому что такая роскошь не по карману.
Но если следовать принципу, который хорошо себя показал с прочими мечтами, и отказаться от радужных фантазий ради того, что действительно доступно, то складывается очень интересная картина…
У нас есть работа, которая приносит достаточно денег, чтобы не все они уходили на еду и прочие текущие расходы. У нас есть возможность свободно распоряжаться своим временем. Нам не нужно мотаться на работу каждый день, поэтому можно жить далеко от города. А это позволяет приобрести участок земли побольше и покрасивее.
И если теперь отказаться от захватывающей мечты об очень крутом и безумно дорогом самолете, можно сделать нечто другое и не менее захватывающее — построить самолет своими руками. Маленький, совсем не похожий на те мощные машины, о которых мечтал, но все-таки настоящий самолет. Своими руками. Свой самолет.

Это само по себе уже нечто невероятное (лично для меня), но история на этом не заканчивается! Ведь, если у нас есть своя земля и свой маленький самолет, которому для взлета и посадки нужно всего 50 метров относительно ровной поверхности, можно построить и свой маленький аэродром!
Своя работа. Свой дом. Свой самолет. Свой аэродром.

Не такое уж оно всё крутое, если брать по отдельности. И не стоит оно всё каких-то невероятных денег — хорошая двухкомнатная квартира в Питере обойдется дороже. И каждая из этих мечт воплощена с большими оговорками. И, конечно же, все это чистая блажь — погоня за наивными детскими мечтаниями. Но если душа от от этого поет, то… какого черта! Да будет так!
Не бойтесь мечтать!
p. s.
А для тех, кому интересно продолжение истории про постройку своего маленького самолета вот еще подробности:
Подписывайтесь на отдельный канал в Ютубе и Инстаграм.
Классная статья ))
!
Лайк! 🙂
Спасибо, Олег, за вдохновляющую статью!
Ничего себе, целый самолёт сам построить.. здорово. И борт- проводник тоже будет? Ну там, жилет подать, шампанское или кота будете катать? Заранее извиняюсь, если дерзко вышло 😉
Имелось ввиду, вместимость вашей модели самолёта и планируются ли перемещение других людей?
Ну, ты молодец!!!